Особенности учебного процесса в начальной школе

«Ни один возраст не заканчивается с наступлением следующего возраста» (Э. Эриксон). С приходом ребенка в начальную школу такие формы деятельности и сотрудничества, как непосредственно-эмоциональное общение, предметно-деловое и игровое сотрудничество, характерное для дошкольных возрастов, не исчезают, а продолжают жить в младшем школьном возрасте, поскольку, раз появившись, та или иная форма деятельности и сотрудничества должна жить, пока жив ее носитель.

Поэтому учебный процесс в начальных классах гимназии организуется так, чтобы вход в учебную деятельность стал открыт детям с самыми разными личностными ориентациями и ценностями: не только «познавателям», но и «коммуникантам», фантазерам, практикам, эстетам…

Учебный процесс в начальных классах гимназии построен в форме очного обучения.

Организация учебного процесса в начальных классах гимназии имеет следующие особенности:

  • — преподавание английского языка вводится в первом классе в количестве 2 часов в неделю;
  • — со второго класса основной иностранный язык ведется в рамках базисного учебного плана (второй иностранный язык вводится по желанию родителей с 3 класса) в количестве 2 часов в неделю;
  • — со второго класса в начальных классах предусматривается изучение информатики (1 час в неделю);

— вводятся дополнительные курсы, предваряющие углубленное изучение предметов в соответствии с направлениями общеразвивающих дисциплин через организацию внеурочной деятельности и работу объединений дополнительного образования.

В гимназии применяются следующие образовательные технологии: традиционные; индивидуальное обучение; проблемное обучение; дифференцированное обучение; информационные и коммуникативные технологии; проектная деятельность.

Соблюдается преемственность в образовательной деятельности дошкольного образования, начального общего образования и дополнительного образования.

Мы ориентируемся на реализацию технологии личностно–ориентированного обучения.

С момента, когда ребенок первый раз переступает порог гимназии, у него начинается новая неизвестная ему жизнь. Особые условия обучения первоклассникам создаются для того, чтобы они быстрее привыкли к незнакомому коллективу сверстников, к учителю, к режиму дня в гимнсзии.

Почему для первоклассников создаются особые условия обучения?

Дошкольное детство ребенка — это беззаботная пора, которая завершается поступлением в гимназию. В гимназии первокласснику приходится встречаться с множеством обязанностей и требований, которые не каждый ребенок может сразу усвоить. Чтобы процесс адаптации проходил максимально успешно, мы создаем особые условия обучения детей, такие, как:

обучение только в первую половину дня;

учебные занятия проводятся по 5-дневной учебной неделе;

в сентябре, октябре в первом классе — по 3 урока в день по 35 минут каждый;

в ноябре-декабре в первом классе — по 4 урока по 35 минут каждый;

в январе — мае в первом классе – по 4 урока по 45 минут каждый;

для обучающихся 1-х классов объем максимально допустимой нагрузки в течение дня не превышает 4 уроков и 1 день в неделю — не более 5 уроков, за счет урока физической культуры;

у обучающихся 1-х классов обучение проводится без балльного оценивания знаний обучающихся и без домашних заданий;

у обучающихся 1-х классов предусмотрены дополнительные недельные каникулы в середине третьей четверти при традиционном режиме обучении;

вес ежедневного комплекта учебников и письменных принадлежностей не превышает для учащихся 1-х классов — более 1,5 кг.

Таким образом, содержание образования в начальных классах гимназии реализуется преимущественно через образовательные области, обеспечивающие целостное восприятие мира. Это достигается за счет введения интегрированных курсов, использования деятельностного подхода и индивидуализации обучения. Специфика учебного процесса в начальных классах гимназии проявляется при выборе форм, методов, приемов, средств обучения.

Учебный процесс в начальных классах гармонично включен в систему комплексного образования в ЧОУ «Первая частная Шуваловская гимназия-сад».