Логопедическое сопровождение 1-классников

В Первой частной Шуваловской гимназии проводится обследование речи первоклассников. Его проводит учитель-логопед.

Начиная с 1-го класса наши дети начинают осваивать совершенно новый вид деятельности: письмо прописью, чтение и счет. И от того, насколько хорошо и правильно они это будут делать, во многом зависит их успешность в обучении. Умение читать и писать становится фундаментом дальнейшего обучения. Проблемы с письмом и чтением влекут за собой много других проблем: это и отставание от темпа урока, и недопонимание материала, и затягивание процесса подготовки домашнего задания. Все эти проблемы по цепочке тянут за собой повышенную утомляемость и, нередко, стресс от собственной неуспешности. И вся нагрузка происходит на фоне того, что 1-й класс сам по себе является стрессовым фактором для детей, такое лучше не практиковать. Школа — это обязанности для ребенка. Это новый образ жизни. Может случиться и так, что  начались школьные будни, а вместе с ними пришли и некие сложности  в учёбе. В тетрадях и прописях грязь, множество исправлений, замечаний учителя, а буквы пляшут над строчками, меняются местами и даже зеркально переворачиваются. В большинстве случаев это говорит не о лени ребенка, а о его проблемах.

Чтобы понять, зачем вашему ребенку в начальных классах, возможно, будет дана  рекомендация посещать логопеда, следует усвоить, что основной функцией логопеда в школе является предупреждение и исправление нарушений письма и чтения.

Исправить и подобрать индивидуальную программу для вашего ребенка может только школьный логопед.

 Этот специалист осуществляет коррекцию не только устной, но и письменной речи, то есть более углубленно работает над логопедическими ошибками ребенка в процессе чтения (дислексия) и письма (дисграфия). Занятия логопеда с учениками осуществляются параллельно с учебным процессом, способствуя эффективной логопедической коррекции у учащихся.

Школьный логопед проводит групповые и персональные занятия во внеурочное время, с учетом режима каждого учащегося. Продолжительность и график проведения уроков определяется индивидуально, но, как правило, занятие составляет 40 минут и проводится 2-3 раза в неделю. График и режим персональных занятий определяется логопедом с учетом возраста ученика и выявленных у него логопедических отклонений.

Следует помнить, что эффективное взаимодействие логопеда и родителей является одним из основных условий для отличного результата ребенка. Родителям также следует понимать, что они обязаны создавать идеальные условия для того, чтобы их ребенок говорил и писал правильно, ведь только так он сможет раскрыть все свои природные таланты и интеллектуальные возможности.

 

Цель логопедического обследования первоклассников – выявить, предупредить и исправить речевые недостатки, которые отрицательно влияют на успешность обучения в школе.

Что должен уметь первоклассник?

  • — правильно произносить все звуки;
  • — определять наличие заданного звука в слове;
  • — четко отвечать на поставленный вопрос полным предложением;
  • — строить предложения без ошибок в окончаниях слов, в употреблении предлогов;
  • — пересказывать текст, сохраняя содержание.

Если учитель-логопед рекомендует ребёнку логопедические занятия, значит, у Вашего ребёнка есть какие-либо речевые проблемы, и Вы в сотрудничестве с логопедом устраните их.

Основные проблемы 1-классника с логопедическими нарушениями:
трудности выражения своих мыслей, неумение задать вопрос; трудности понимания и усвоения учебного материала (понимания прочитанного, написания слов), трудности налаживания контакта с учителями и детьми, неспособность договориться, конфликты.

  • Учитель-логопед поможет ребенку:
  • — научит четко говорить, задавать и отвечать на вопросы;
  • — научит вслушиваться в речь, понимать речь окружающих;

— предупредит ошибки на письме и при чтении.

Что включают логопедические занятия?

  • Дыхательная гимнастика укрепляет организм, речь становится плавной, ритмичной.
  • Артикуляционная гимнастика укрепляет мышцы лица.
  • Пальчиковая гимнастика стимулирует ЦНС (центральную нервную систему).
  • Упражнения на развитие фонематического слуха и восприятия формируют умения слышать и слушать звуки в слове.
  • Логоритмика — отработка навыков четкого правильного звукопроизношения в речи.

Ребенок с хорошо развитой речью легко вступает в общение с окружающими, может понятно выразить свои мысли, легко социализируется в обществе, успешно усваивает общеобразовательную программу.