Первая частная Шуваловская гимназия

Лицензия 78Л04 №0000221
Гос.аккредитация 78А01 №0001108

Особенности психологического развития детей
младшего школьного возраста

В психологии - детской и педагогической - одно из центральных мест занимает проблема психологических особенностей младших школьников. Знание этих особенностей позволяют правильно выстроить учебно-воспитательную работу в классах.

Возрастная психология имеет противоречивые взгляды на период развития человека, названный младшим школьным возрастом. Сам временной период определен достаточно четко: от момента поступления в первый класс (6-7 лет) до момента перехода в среднюю школу (9-11 лет). Противоречие заключается в том, что этот возраст можно рассматривать как вершину детства, признавая ведущим видом деятельности игру, а можно рассматривать как начало подросткового возраста.

Важнейшей особенностью этого периода является освоение ребенком новой роли — ученика. Новая социальная роль связана с освоением нового ведущего вида деятельности — учебного.

В школе ребенок получает не только знания и умения, но и осваивают новую систему отношений, учится быть ответственным и самостоятельным, примеряет на себя новый социальный статус. Ребенок меняет восприятие своего места в жизни. Претерпевают изменение интересы, желания, ценности, уклад жизни.

Изменяется и отношение к ребенку. Он теперь не просто должен принимать решения, но и получать за это оценки. Жизнь ребенка вращается вокруг учебной деятельности. Круг общения, отношения с взрослыми — все зависит от учебного процесса.

Главными характеристиками учения, как ведущего вида деятельности являются: результативность, произвольность, самостоятельность.

Основы учебной деятельности закладываются именно в данный период. Учебная деятельность должна, с одной стороны, соответствовать возрасту ребенка, а с другой — обеспечивать зону развития, то есть требовать от ребенка напряжения сил. Компоненты учебной деятельности: мотивация, учебная задача, учебные операции, оценка и контроль. Этими компонентами в обязательном порядке должны овладеть младшие школьники. Если упустить хоть один компонент, то учебная деятельность не будет иметь правильного формирования.

Новшества для младшего школьного возраста:

  1. 1. Ведущим становится учебный вид деятельности.
  2. 2. Завершается процесс формирования словесно-логического мышления.
  3. 3. Усваивается социальный статус учения.
  4. 4. Формируется мотивация достижений.
  5. 5. Появляется смена группы общения.
  6. 6. Формируется самооценка, зависящая от достижений ребенка.
  7. 7. Происходит приспособление к новому распорядку дня.
  8. 8. Появляется способность к рефлексии.
  9. 9. Формируется внутренний план действий.

Особенности развития психических процессов

Речь. Словарный запас ребенка увеличивается до 7 тысяч слов. Большое значение для развития речи имеет учение. В этот период появляется острая необходимость в развитии связной речи, ребенок овладевает звуковым анализом, что является основой для усвоения грамматики. Ребенок познает основы контекстной речи, которая является показателем его развития. 

Мышление. У младших школьников мышление является доминирующей функцией. Формирование логического мышления является показателем правильного психического развития у детей данного возраста. В этот период проявляются индивидуальные отличия в развитии мыслительных процессов. 

Память. Развитие памяти протекает одновременно в двух направлениях: произвольность и осмысленность. В учебной деятельности развиваются все виды памяти: долговременная, кратковременная, оперативная. 

Внимание. В начале младшего школьного возраста у детей преобладает непроизвольное внимание, поэтому учебный процесс строится с учетом этой особенности. Со временем внимание стабилизируется, и время его концентрации увеличивается. Удержание внимания требует от ребенка волевых усилий. 

Восприятие. Этот процесс также недостаточно произволен и слабо дифференцирован. Однако со временем происходит увеличение ориентации на сенсорные эталоны. 

Воображение. Развитие воображения происходит в двух направлениях: репродуктивное (воссоздающее), опирающееся на знакомые предметы, и продуктивное (новые образы). С возрастом большое значение начинает иметь слово, которое дает простор фантазии. 

Самосознание. Самосознание формируется довольно активно. В этот период развивается самооценка, которая длительное время зависит от успехов в учебной деятельности. Можно наблюдать неадекватную самооценку на фоне школьных достижений. У неуспевающих учеников может формироваться заниженная самооценка, а у успевающих учеников, становящихся часто объектом для похвалы, может формироваться завышенная самооценка. У детей начинает формироваться компенсаторная мотивация, благодаря которой дети могут утверждаться в других занятиях (спорт, художественное творчество и др.). Большое значение в этот период имеет усвоение ценностных и моральных норм общества.

Проблемы психического развития младшего школьника начинаются, если ситуация школьного обучения предъявляет к ребенку завышенные требования. Самой уязвимой частью является нервная система, которая дает «сбой» при адаптации к условиям школьной жизни. Это может проявляться в частых проявлениях аффекта, усталости, раздражительности. Если вовремя не принять меры, то подобная ситуация может привести к неврозам, эмоциональной неустойчивости, психозам, которые требуют вмешательства врача-специалиста. 

Другой проблемой может быть сильное эмоциональное напряжение, связанное с переживаниями школьной неуспешности, которая может привести к тревожности и низкой самооценке. 

Младший школьный возраст достаточно нестабилен и податлив для появления психических отклонений и нарушений. Педагогам и родителям нужно вести контроль над стабильностью психики и нервной системы ребенка.