Первая частная Шуваловская гимназия
Лицензия 78Л04 №0000221
Гос.аккредитация 78А01 №0001108
При поступлении в детский сад все дети проходят адаптационный период. Дети раннего возраста особенно впечатлительны, они быстро заряжаются сильными эмоциями (как положительными, так и отрицательными) окружающих и начинают подражать их действиям, т.е. происходит «эффект заряжения». Эти особенности и легли в основу адаптационного периода и программу обучения и развития ребенка раннего возраста в детских садах при Шуваловской гимназии.
Одним из условий успешной адаптации, а значит уверенности и спокойствия ребенка, является систематичность, ритмичность и повторяемость его жизни. А это четкое соблюдение режима в детском саду и дома. И ребенку к четкому режиму легче привыкать в детском коллективе.
С помощью игр и упражнений мы ненавязчиво включаем малыша в жизнь детского коллектива, развиваем навыки взаимодействия детей друг с другом. Тем самым мы помогаем ребенку преодолеть стресс, снять эмоциональное и мышечное напряжение, снизить импульсивность, тревогу.
Даже предметно-развивающая среда, окружающая ребенка, имеет большое значение в этом возрасте. Игрушки должны быть подобраны так, чтобы дети осваивали предметы разнообразными действиями.
Но базовыми средствами служат разнообразные игры с речевым сопровождением: хороводы, марши, песенки, потешки, стишки, «ладушки» и «догонялки». Они быстро вовлекают детей в свой ритм, переключают их внимание на дружное хлопанье в ладоши и топанье ногами, объединяют детей, задают положительный настрой. В этих играх даже стеснительные, замкнутые дети постепенно преодолевают внутренний барьер и идут на контакт со взрослыми и сверстниками.
Так как малыши нередко болеют и после долгого отсутствия нуждаются в повторной адаптации, мы периодически повторяем уже известные детям упражнения и игры. Поэтому на протяжении всего учебного года к нам могут присоединяться новые малыши, с любой степенью готовности к занятиям, и со своими индивидуальными склонностями.
Как правило, основные занятия по программе в группах проходят в первую половину дня, после завтрака, во время пика интеллектуальной активности ребенка.
В группе раннего возраста проводятся чаще игры-занятия с дидактическим материалом, а также фронтальные занятия с использованием окружающей обстановки и общения с детьми для развития восприятия, мышления, внимания, памяти. Для проведения таких занятий используется сказочно-игровой сюжет.
Начинается такое занятие с сюрприза или с уже полюбившегося детям упражнения-игры, требующего согласованности действий всей группы: дети дружно топают, бегают, хлопают в ладоши, выполняют другие задания в соответствии с ритмом и словами любимых песенок, стихов, считалок. Это создает положительный настрой, повышают речевую и двигательную активность малышей, помогают настроиться на совместную работу и задают темп всего занятия.
На каждом занятии воспитатель ставит перед собой задачи, которые ему необходимо реализовать в этом возрасте: научить, развить, воспитать. Развитие творческой, познавательной и физической активности происходит на любом занятии, не зависимо от его вида. Каждое занятие содержит много речевой работы, что влечет за собой к замене облегченных слов полными, содействует формированию умения выражать свои впечатления, просьбы, желания полными словами и словосочетаниями. Развивается активная речь, расширяется запас понимаемых и произносимых слов.
Расписание занятий составлены так, чтобы избежать физического и интеллектуального переутомления ребенка. Мы не настаиваем на активном участии всех детей. Нормально, если на первых порах, часть детей в этом возрасте будет только наблюдать за происходящим в группе. Мы не оцениваем детей, добиваясь единого верного решения, действия или ответа, чтобы у малышей была возможность проявлять собственные наклонности и естественные реакции.
Если в 1-й половине дня занятия направлены большей частью на развитие познавательной и двигательной активности, то во 2-ой половине дня проводятся занятия игровые, формирующие умение играть вместе, сдерживать свои желания, делиться игрушками и в тоже время, побуждающие к самостоятельности и экспериментированию с разнообразными дидактическими предметами.
В комплекс занятий входят, согласно расписанию на неделю в 1-ой половине дня:
— музыкальное занятие
— познавательное развитие (формирование целостной картины мира, формирование элементарных математических представлений)
— физкультура
— развитие речи
— рисование
— лепка;
во 2-ой половине дня:
— дидактические игры
— игры с речевым сопровождением
— сенсорные игры
— самостоятельные игры с участием воспитателя
— чтение художественной литературы
— театрализованные игры
— индивидуальная и подгрупповая работа.
В этом возрасте очень велика роль взрослого и окружающего. Все воспитательные процессы проходят не только во время занятий, но и на протяжении всего дня.
В игре и на занятиях дети учатся быть дружелюбными, вежливыми, оказывать посильную помощь взрослым. Пришедшей кукле Маше рассказывают, как надо мыть ручки перед едой, как вытирать носик, как правильно вести себя за столом. Непоседу волчонка учат бережно относиться к игрушкам, не рвать листья и цветы, не обижать животных и делиться игрушками.
Приобщение детей к художественной литературе, формирует умение слушать и понимать небольшие по содержанию песенки, стихи, потешки, сказки, повторяя вслед за взрослым слова и действия из произведения и сопровождая искренними эмоциями.
Ранний возраст – самый благодатный и благодарный возраст для развития. И грамотно построенная педагогическая работа, творческий подход сразу дают положительные результаты в развитии маленького ребенка.
На третьем году жизни дети становятся намного самостоятельнее. У малышей уже развивается предметная деятельность, появляется стремление сотрудничества со взрослым. И в ходе сотрудничества у детей активно развивается речь.
На занятиях дети учатся правильно называть признаки и действия предметов. И очень часто воспитатели используют самообучающие (автодидактические) игрушки: пирамидки, матрешки, различные вкладыши. Дети знакомятся с цветовым спектром и формами – основными геометрическими фигурами.
Наши воспитанники в этом возрасте легко уже легко различают круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал. Различают и называют 8 цветов: красный, желтый, синий, белый, оранжевый, зеленый, фиолетовый и черный.
Психологи давно заметили, что как только ребенок начинает определять синий цвет и часто выбирать игрушки или одежду этого цвета, значит, у ребенка идет активное интеллектуальное развитие.
Ни для кого не секрет, что дети очень любят разбирать игрушки. А ведь в этом возрасте это основной способ познания окружающего мира. Это обязательно учитывается на занятиях по конструированию, аппликации, лепке.
Любое занятие несет яркое и большое смысловое содержание. Потому что дети в этом возрасте запоминают только то, что им понравилось или запомнилось «само по себе». Но то, что запомнилось, сохраняется надолго.
Воспитатели используют на занятиях различные виды театра: настольный, кукольный, бибабо. Дети с неподдельным интересом принимают участие в беседе с героями театрального представления, инсценировки сказки.
Основными чертами этого возраста является честность, искренность и открытость. Дети не умеют скрывать свои симпатии или антипатии к чему-то или к кому-то. И чувства их неустойчивы и настроение часто меняется. Поэтому на занятиях по развитию речи, художественной литературе, когда дети знакомятся с каким-то героем или рассматривают картину, иллюстрацию, происходят «нешуточные страсти» — искренность эмоций, осуждение поступков или одобрение и т.д. А особенно дети любят поучать, рассказывать как надо себя вести, хвалить и помогать.
О кризисе 3-х лет знают и наслышаны все. В течении первых 3-х лет жизни дети меняются так сильно, как ни на одном из последующих этапов. И в этот период происходит формирование характера, индивидуального отношение к окружающему миру, закладывается определенное отношение к себе.
Этот возраст называют «трудным». Малыш уже отделяет себя от близких взрослых и проявляет невероятную строптивость.
Считается, что кризис 3-х лет у девочек начинается раньше, примерно 2,8-2,9 лет и проходит быстрее. У мальчиков может наступить позже, примерно 3,5 лет, но длится дольше. Первым признаком начала кризиса является проявление негативизма, когда малыш отказывается выполнять любые просьбы взрослых.
В детском саду такие моменты проходят особенно интересно. В группе 8-10 деток и, когда кто-то из детей начинает проявлять упрямство, остальные дети, с грамотной подачи воспитателя, поучают упрямца, делают ему замечания. Так и происходит оценка себя и формируется чувство коллективизма, ответственность за свои поступки. Огромное желание ребенка получить положительную оценку от взрослого, а для каждого ребенка этого возраста очень важна его успешность или не успешность. Дети остро реагируют на оценки взрослых и других детей.
В этом возрасте дети не обращают еще внимание на неправильные ответы товарищей по группе, их больше интересует сам процесс занятия и результат их деятельности (рисунок, вылепленный колобок, солнышко из цветной бумаги и т.д.).
В младшей группе занятия почти такие же, как и в группе раннего возраста, увеличивается время проведения занятий на 5 минут, они направлены большей частью на развитие познавательной и двигательной активности (занятие длится уже 15-20 минут). Добавляется аппликация, хореография, Петербурговедение и ОБЖ. Одним из любимых игровых видов деятельности у детей становятся игры со строительным материалом.
Во время любой учебно-воспитательной деятельности у наших 3-х летних малышей поведения происходит усвоение элементарных нравственно-этических норм поведения в коллективе.
Непреодолимое стремление к общению и совместной деятельности со сверстниками, дает возможность малышу осознавать кто он и какой он. Происходит переход от игры рядом к игре вместе. Основное содержание ролевой игры ребенка – это воспроизведение реальных действий взрослых людей с предметами (игра в больницу, в магазин). Так малыш начинает приобретать жизненный опыт, а значит активно расти и развиваться.