Первая частная Шуваловская гимназия
Лицензия 78Л04 №0000221
Гос.аккредитация 78А01 №0001108
Начало учебы – это стресс: в жизнь ребенка приходят незнакомые люди, новые взаимоотношения, правила и обязанности. Создайте максимально благоприятные условия для адаптации ребенка к этим сложным условиям. Занимайтесь не только развитием способностей и навыков ребенка, но и обеспечьте ему в семье благоприятный и позитивный психологический климат.
1. Следите за нагрузкой. Учеба должна гармонично совмещаться с отдыхом. Следите и за тем, чтобы ребенок получал полноценное питание.
2. Больше наблюдайте. Посмотрите на своего ребенка глазами психолога: как он ведет себя в общественных местах, как реагирует на различные ситуации (не купили желаемую игрушку, проиграл битву в танки старшему брату, устал ходить по магазинам, проголодался и т. п.), как контролирует свои эмоции. В шесть-семь лет он должен адекватно выражать свои чувства, управлять желаниями, понимать, что значит «нельзя», иногда «через не хочу» делать то, что необходимо. Когда детское поведение вас настораживает и вы не знаете, что делать, посоветуйтесь со специалистом.
3. Будьте терпеливы. Если ребенок устал заниматься и бросает домашнее задание, так и не доделав, не настаивайте. Дайте ему передохнуть несколько минут, а затем продолжите. Постепенно приучайте ребенка, чтобы он в течение 15–20 минут мог, не отвлекаясь, заниматься одним делом. Не принуждайте и не угрожайте, а попробуйте найти способ заинтересовать.
4. Посмотрите в зеркало. Получив первое замечание о плохом поведении в школе, проанализируйте «погоду в доме». Дети часто неосознанно перенимают и копируют поведение, манеры и речь своих родителей.
5. Уважайте личное пространство ребенка. Дистанция, разделяющая вас, увеличилась еще больше: у вчерашнего «малыша» появилась новая жизнь, которую определяют школьное расписание, домашние задания, взаимоотношения с учителями и одноклассниками. Возьмите за правило никогда не отчитывать ребенка перед его сверстниками. Учебные моменты, которые вас беспокоят, старайтесь обсуждать тет-а-тет с преподавателем. Умерьте свой пыл и не прибирайтесь без его ведома в шкафу, втихомолку не копайтесь в ранце. Причем, чем старше становится школьник, тем строже вы должны соблюдать эти правила.
6. Проявляйте интерес. Ежедневно спрашивайте, как прошел его день в классе, что нового он узнал, какое задали домашнее задание и т. д. Больше обращайте внимание на то, что он делает дома: чем занимался после школы, сколько времени играл на компьютере, а сколько — делал уроки. Делайте это ненавязчиво, чтобы он не подумал, что вы сиюминутно контролируете его или командуете им.
7. Учите выигрывать. Обязательно создайте такие условия деятельности, в которых ребенок узнает, что такое успех. Но похвала должна быть заслуженной.
8. Прививайте любовь к учебе. Наличие мотивации к учебе, которая проявляется как любознательность и интерес к окружающему миру, играет большую роль в адаптации к школе.
— стимулируйте познавательные способности ребенка: рассказывайте ему интересные факты, вместе читайте и обсуждайте книги, смотрите познавательные фильмы, знакомьте его с поэзией и произведениями искусства, водите в музеи и на выставки, рассчитанные на детский возраст; задавайте вопросы и учите его размышлять над прочитанным и увиденным, побуждайте к выражению собственного мнения;
— помогайте ему расширять лексикон: используйте новые слова, приучайте воспринимать длинные предложения со сложным смыслом;
— развивайте умение доводить дело до конца. Младший школьник должен быть готов к неизбежным трудностям в учебе, а для этого у него должно сложиться правильное отношение к своим возможным неудачам;
— поощряйте ребенка в желании самому осваивать различные навыки. Старайтесь не давать готовых ответов на вопросы, на которые он уже может найти ответ самостоятельно. Тогда он почувствует не страх приближающихся перемен, а радостное волнение от подготовки к чему-то новому.
9. Не учите на ошибках. Если в тетрадке вы подчеркиваете красным цветом буквы, которые не получились, увидит ли ребенок вместе с красными подчеркиваниями хорошо написанные буквы? Подсознательно он запомнит то, что выделено.
10. Поддерживайте и ободряйте. Развивайте в ребенке чувство собственного достоинства, адекватную самооценку, умение дружить и уважать. Здесь вам помогут и доверительные беседы.
11. Создайте рабочую атмосферу. Смена привычного интерьера оказывает сильное действие на детскую психику: сделайте в комнате три зоны – рабочую, игровую и зону отдыха; устройте генеральную уборку в шкафах; займитесь оформлением интерьера.