Первая частная Шуваловская гимназия
Лицензия 78Л04 №0000221
Гос.аккредитация 78А01 №0001108
Дети проявляют компетентность прежде всего в способности принимать самостоятельно решения, использую полученные ранее знания, умения и навыки.
У шестилеток, как правило, устойчивая адекватная самооценка, уверенность в своих силах. Они проявляют самостоятельность в решении социальных и бытовых задач.
Особенно наши педагоги видят это в организации совместных спортивных игр, сюжетно-ролевых. Дети умеют договариваться, умеют учитывать интересы других, могут уступать, сдерживая свои эмоциональные порывы.
Дети четко могут выполнять инструкцию воспитателя, придерживаться правил. Этому способствует развитие произвольности и волевого начала.
Дети стремятся качественно выполнять любое задание, могут самостоятельно сравнить с образцом, могут переделать свою работу, если что-то не получилось и не совпадает с инструкцией воспитателя.
На занятиях по подготовке к школе, а именно на подготовке руки к письму, дети по словесному указанию воспитателя к концу учебного года выполняют графический диктант. Такие диктанты проводятся в нашем детском саду со старшей группы. Они развивают внимание, логическое и абстрактное мышление, воображение, усидчивость, мелкую моторику, умение ориентироваться на листе, координируют движения руки ребенка. Ребенок закрепляет умение правильно держать ручку и карандаш, закрепляет счет, понятия «право-лево», «верх-низ», т.е. закрепит полученные знания на практике.
Дети все более активно интересуются познавательной литературой, символическими изображениями, графическими схемами и делают попытки использовать их самостоятельно.
В нашем детском саду есть подборка энциклопедий по разным направлениям, которые мы используем не только как материал для подготовки к занятиям, но и для самостоятельного пользования детьми. Архив детского журнала «Мурзилка» помогает нашим педагогам рассказывать детям о прошлом нашей страны, знакомить детей с уже забытыми играми, детскими произведениями, которые знакомы их бабушкам и дедушкам и несут за собой историческую ценность нескольких поколений.
В начале учебного года на каждого воспитанника приобретаются различные тетради для индивидуального пользования: по математике, развитию речи, английскому языку, ознакомлению с окружающим миром, Петербурговедению. Тетради используются как на занятиях, так и для индивидуальной работы для закрепления пройденного материла.
Детям 6-7 лет свойственно преобладание общественно значимых мотивов над личными. Ребенок уже учитывает мнение и интересы коллектива, усваивает нравственные нормы и правила, развивается эмпатия и сочувствие.
Самооценка шестилетнего дошкольника достаточно адекватна и характерно ее завышение, чем занижение.
В этой возрастной группе наши педагоги много уделяют внимания на развитие представления о временной перспективе личности, о том, как человек меняется с возрастом – сначала ребенок посещает детский сад, затем учится в школе, а взрослый работает, пожилой человек передает свой жизненный опыт. В играх и на занятиях углубляется представления ребенка о себе в прошлом, настоящем и будущем. Закрепляются традиционные гендерные представления ребенка – развиваются в девочках и мальчиках качества свойственные их полу.
Расширяя представления об окружающей среде, формируем умение эстетически оценивать окружающую среду. Наши ежемесячные поездки в Эрмитаж являются одним из вариантов приобщения детей к истории и искусству.
Очень любят наши воспитанники и теневой театр, театр песочной анимации. Особенно это интересно детям подготовительной группы, потому что они могут уже и сами сделать элементы теневого театра и показать несложное действо.
В этой возрастной группе дети очень много делают своими руками самостоятельно по образцу воспитателя, а часто и проявляя собственную фантазию – открытки к праздникам для своих близких, расписывание ранее изготовленных поделок из глины, выполнение тематических коллективных работ и т.д.
У наших шестилеток хорошо развита мелкая моторика и дети с удовольствием занимаются самой кропотливой работой. Например, в Студии русской тряпичной куклы они осваивают различные узелки, работают с маленькими лоскутками ткани, ленточками, веревочками и создают народную игрушку под руководством опытного педагога. Во время работы дети узнают историю народной игрушки, узнают значение материала, использованного в изготовлении игрушки. Дети знакомятся с историей происхождения игры и игрушки. Таким образом, обогащается словарный запас ребенка, расширяется кругозор, развивается мелкая моторика и усидчивость, воспитывается любовь к народному творчеству и бережное отношение к игрушкам и к труду человека.
На занятиях по физкультуре наши шестилетки – это активные, дружные, умеющие помочь друг другу, подстраховать и показать правильное выполнение каких-либо общеразвивающих игр. Детям очень нравятся подвижные, командные игры соревновательного характера. Хорошая физическая форма наших воспитанников позволяет им легко высидеть на занятиях 30-35 минут. А соответственно и в первый класс ребенок пойдет уже адаптированный к учебной нагрузке.
Все занятия в подготовительной группе несут за собой образовательную деятельность на основе индивидуальных и возрастных особенностей каждого ребенка целью, которой является научить ребенка учиться.
Занятия проводятся фронтальные, комплексные и интегрированные, бинарные.
Фронтальные занятия проводятся учителем логопедом, инструктором по физкультуре и музыкальным руководителем. Но и эти педагоги-специалисты очень часто используют другие разновидности занятий.
Воспитатели же в основном используют комплексные и интегрированные занятия. Комплексное занятие — направлено на разностороннее раскрытие одной определенной темы через разные виды деятельности, которые последовательно меняют друг друга. И такое занятие напоминает образно «слоеный пирог».
В начале развитие речи, затем ознакомление с природой и в конце изодеятельность (рисование, аппликация и лепка).
Интегрированное занятие – занятие, которое направлено на раскрытие одной определенной темы через разные виды деятельности, которые объединяются в широком информационном поле занятия. Это занятие, когда одновременно на математике материал занятия дается детям через аппликацию, художественное слово или конструирование и ознакомление с природой. Такое занятие напоминает пазлы, составляющие эту картину или «коврик сшитый из разных лоскутков ткани» — как рукоделие пэчворк.
Комплексное и интегрированное занятия обязательно являются тематическими, в них избранная тема или ключевое понятие является основой для объединения заданий из разных видов деятельности. В интегрированном и комплексном занятиях предусматривается наличие разных видов деятельности детей и объединения знаний из разных отраслей.
Комплексные занятия могут проводиться каждый день, как занятия для подачи новых знаний детям и обучения новым навыкам.
Интегрированные проводятся один раз в неделю или месяц как итог пройденной темы для уточнения и закрепления знаний.
Бинарное занятие – это одна из форм интеграции предметов и реализации межпредметных связей.
Бинарного занятия проводятся для систематизация и обобщения имеющихся уже у детей знаний, для формирования целостного восприятия изучаемого материала. Это нетрадиционный вид занятия, в подготовке и проведении которого принимают участие сразу два педагога. При подготовке бинарного занятия педагоги совместно планируют формы и методы работы, как свои, так и детей, но проводит каждый педагог свою часть занятия отдельно. Например, начинает занятие музыкальный руководитель – дети знакомятся с новым музыкальным произведением, прослушивают его, дают характеристику этому произведению и по характеру произведения показывают танцевальные движения. И в продолжение занятия другой педагог предлагает детям нарисовать прослушанную музыку на тонированной бумаге, использую акварель или гуашь.
Такие занятия можно смело отнести к инновационным педтехнологиям. Готовясь к таким занятиям, наши педагоги используют самые различные методы и приемы для подачи нового материала. Элементы ментальной арифметики, сказкотерапии, игровые технологии, экспериментально-исследовательская деятельность, нетрадиционные техники рисования, проектное обучение и т.д.
Инновационный поход к образованию, учет индивидуальных особенностей каждого ребенка, использование парциальных и авторских программ – в совокупности дает качественное развитие ребенка и подготовку к школьному обучению.
Наш коллектив работает не на результат, а на развитие. Самое главное для дошкольного образования – это комфортное пребывание ребенка в детском коллективе, интересное обучение, разнообразная самостоятельная деятельность и возможность развития творческого потенциала каждого ребенка.