Первая частная Шуваловская гимназия
Лицензия 78Л04 №0000221
Гос.аккредитация 78А01 №0001108
Период развития у старшего дошкольника познавательной активности и устойчивого познавательного интереса как основы фундамента будущей учебной мотивации.
В этом возрасте формируется адекватная самооценка, формируется устойчивость эмоционально-волевых качеств и ориентировка в понимании социальных ролей и норм поведения. Появляется активная монологическая речь и деловое общение. Ребенок может долго поддерживать разговор с взрослым и беседовать со сверстниками, делясь своими впечатлениями. Происходят качественные изменения в развитии мыслительных операций.
Наши педагоги в работе с детьми этого возраста ставят такие задачи: воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, стремление радовать своих близких хорошими поступками, учить самостоятельно находить общие интересные занятия.
Самый большой интерес пятилетнего ребенка направлен на взаимоотношения между людьми. Оценка взрослого подвергается критическому анализу и сравнению со своей собственной. Ребенок уже имеет четкое представление об Я-реальном и Я-идеальном.
Проводя занятия, игры, игровые упражнения в этой возрастной группе детей, воспитатели особенно обращают внимания на качественные изменения в развитии ребенка и стараются это озвучить, чтобы ребенок и его сверстники учились видеть и в каждом человеке положительное.
В этом возрасте у ребенка накапливается достаточно большой багаж знаний, который интенсивно пополняется. И у ребенка проявляется активное стремление поделиться своими знаниями и впечатлениями со сверстниками и взрослыми, что способствует появлению познавательной мотивации в общении. Широкий кругозор ребенка является одним из факторов успешности среди сверстников.
Развитие произвольности и волевых качеств позволяет ребенку преодолевать определенные трудности, специфичные для старшего дошкольника. Развивается соподчинение мотивов (например, ребенок может отказаться от шумной игры во время отдыха взрослых).
Ребенок может уже запоминать что-то целенаправленно. Появляется интерес к математике и чтению. Основываясь на умении представлять что-либо, ребенок может решать простые геометрические задачи. Ребенок учится последовательно и логически выстраивать свои действия, рассказывая об этом.
Формируется самоинструктирование, которое помогает ребенку свое внимание заранее организовать на предстоящей деятельности. Например, настроиться на выступление на утреннике, участие в спартакиаде, шахматном турнире.
Старший дошкольник уже различает всю гамму человеческих эмоций. Формируются моральные, интеллектуальные и эстетические чувства.
К моральным чувствам можно отнести: гордость, стыд, дружбу. К интеллектуальным чувствам можно отнести: любопытство, любознательность, чувство юмора, удивление. К эстетическим чувствам можно отнести: чувство прекрасного и чувство героического.
На занятиях дети с большим интересом рассматривают картины художников, иллюстрированные книги, фотографии с достопримечательностями родного города, работы народно-прикладного искусства и выражать свои эмоции к ним. И положительная оценка педагогом таких эмоций повышает у детей интерес к искусству. На фоне эмоциональной зависимости от оценки взрослого или сверстника, у ребенка развивается притязание на признание, которое выражается в стремлении получить похвалу и одобрение, подтвердив этим свою значимость.
Очень часто на занятиях во время чтения художественной литературы, произведения про героических людей, детей, совершивших героических поступок, у всех ребят проявляются патриотические чувства, потребность совершить любой хороший поступок иногда могут от избытка чувств заплакать. И дети сразу вспоминают, как они помогли маме, дедушке, младшей сестричке. Но иногда могут и придумать хороший поступок.
Достаточно часто в этом возрасте у детей появляется такая черта, как лживость.
Способствуют этому обычно две причины. Одна из них – это стремление получить похвалу, подтвердив свою значимость. Другая – это нарушение детско-родительских отношений. Чтобы не потерять доверие взрослого или оградить себя от нотаций и наказаний, ребенок начинает придумывать любые оправдания или перекладывать всю вину на других. И мы часто слышим: Это не я. Я этого не делал.
Родители чрезмерной строгостью или негативным отношением блокируют у ребенка уверенность в своих силах. И это, конечно же, влияет на нравственное развитие ребенка.
Чтобы избежать подобные ситуации, наши педагоги проводят этические занятия, направленные на осмысливание нравственных норм и правил. А также используют сказкотерапию, где ребенок может увидеть свою ситуацию со стороны сказочного героя и даже проиграть ее в роли того самого героя.
Такие занятия как Петербурговедение, Этикет, Валеология, ознакомление с окружающим и природой вызывают у детей неподдельный интерес в силу насыщенности этих занятий чувствами патриотизма, воспитанности, ответственности, культуры. Эти занятия формируют привычку нравственного поведения. А созданные педагогом намеренно проблемные игровые ситуации помогают включить ребенка в процесс повседневной жизни и решить их, получив безболезненный опыт.
Нельзя забывать и об уже появляющемся желании учиться в школе. Не смотря на то, что пятилетки еще не готовы к обучению в школе морально и физически, они часто говорят, что скоро пойдут в школу. И на занятиях по математике, Петербурговедению, развитию речи, когда они работают в тетрадях, дети стараются уже осознанно выполнять задание красиво и правильно. Начинается и подготовка руки к письму, ориентировка на листе, дети учатся слушать и выполнять инструкцию воспитателя. Это еще не совсем получается, но самое главное — желание это сделать.
На занятиях по развитию речи, где проводится начальное обучение грамоте, дети обучаются согласовывать слова в предложениях: существительные с числительными (трое утят, пять кукол) и прилагательные с существительными (бычок — смоляной бочок). Знакомятся с разными способами образования слов – солонка, хлебница, швея, воспитатель. Учатся составлять простые и сложные предложения, вычленять в словах определенные слоги, ударение, нахождение первого и последнего звука в слове с помощью картинки. По мере изучения алфавита учатся выделять по картинкам и словам согласные звуки, выделять и дифференцировать парные согласные звуки.
И к концу учебного года ребята в старшей группе уже умеют образовывать сложные слова, составлять короткие рассказы по опорным предметным картинкам, составлять сложные предложения с союзом а, потому что и т.д.
Очень большое значение имеет и физическое воспитание. В любой возрастной группе физкультура проводится с учетом возрастных и индивидуальных возможностей ребенка. Но физкультура в детском саду, это не только двигательная активность и выполнение физических упражнений, которые способствуют правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, крупной и мелкой моторике, координации движений и т.д.
В старшей группе физическая культура включает в себя представление детей о функционировании организма человека, об особенностях детского организма (нельзя есть много сладкого, надо носить очки). Дети узнают о составляющих здорового образа жизни (правильное питание, движение, сон, солнце, воздух и вода – наши верные друзья) и о том, что разрушает здоровье.
На занятиях у ребенка формируется представление о роли гигиены и режиме дня для здоровья человека. Формируется представление о здоровом образе жизни. Воспитывается сочувствие к болеющим и формируется умение характеризовать свое самочувствие. Для этого на занятиях используют беседу, разнообразную наглядность, художественные произведения, видеофильмы про спорт и олимпийское движение, детей знакомят с правилами техники безопасности и правилами поведения в спортивном зале и на спортивной площадке.
Дети в этом возрасте много играют в сюжетно-ролевые игры, где разворачивается большое множество сюжетов для игры: посещение мамы с ребенком детской больницы, приготовления обеда, прогулка с дочкой, уборка в квартире и т.д. и в таких играх принимает участие большое количество детей, которые распределяют между собой роли. Что говорит о понимании социальных ролей, социальных норм поведения и соподчинении мотивов деятельности.
Такое почти деловое поведение проявляется и во время занятий.
Познавательная активность и устойчивый познавательный интерес, дает возможность нашим педагогам давать старшим дошкольникам уже больше и разнообразнее учебного материала.
Вопросы образовательных задач решаются не только занятиях, но и входе режимных моментов. Совместная деятельность взрослого и детей, самостоятельная деятельность дошкольника в кругу сверстников в детском саду – это первый безопасный, грамотно построенный социальный опыт.